ИП Пинчук И.М.

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург         23 апреля 2013 года Дело № А604385/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 23 апреля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б.Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело по иску Индивидуального предпринимателя Пинчука Ивана Михайловича (ИНН 662000083661) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005) третьи лица: ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Свердловской области, Администрация города Верхняя Тура о признании кадастровой стоимости

при участии в судебном заседании:

от истца Кульба Г.Ю., представитель по доверенности от 22.01.2012г.,

от ответчика не явился, извещен,

от Администрации не явился, извещен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Индивидуальный предприниматель Пинчук Иван Михайлович обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Тура, ул. Лесная, № 1 с кадастровым номером 66:38:0102002:12, по состоянию на 01.01.2010г. в размере 5918000 руб.

В судебном заседании истец на требованиях настаивает, ответчик представил отзыв, в котором пояснил, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком Управление считает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области (ФГБУ «ФКП Росреестра», учреждение). Представитель истца требования к указанному учреждению не заявил, согласия на привлечение учреждения в качестве ответчика не выразил. Следовательно, согласно ст. 47 АПК РФ у суда отсутствуют основания для привлечения ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве ответчика по делу.

Доводы представителя ответчика — Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской о том, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать ФГБУ «ФКП Росреестра» являются несостоятельными на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 4 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Из приведенных пунктов Положения следует, что:

— перечисленные функции являются федеральными государственными функциями и выполняются от имени Российской Федерации;

— для реализации этих функций создан специальный федеральный орган исполнительной власти вместе с территориальными органами, а также подведомственными организациями;

— объем полномочий этого государственного органа определятся Правительством Российской Федерации. Настоящими федеральными государственными функциями Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Действительно, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отдельные полномочия Росрестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако настоящее не говорит о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.

Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра» непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ «ФКП Росреестра» является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ «ФКП Росреестра» действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Именно поэтому в п. 4 Положения записано, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные организации. Таким образом, передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы, эти функции продолжают исполняться Федеральной службой не непосредственно, а через свои учреждения.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу должен выступать этот орган государственной власти.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

УСТАНОВИЛ:

Принимая во внимание:

— отчет № 135 от 25.12.2012 , выполненный оценочной компанией – ООО «Бюро независимой оценки «ПИК» об определении рыночной стоимости принадлежащего на праве собственности Пинчуку Ивану Михайловичу земельного участка площадью 56013 кв.м. с кадастровым номером 66:38:0102002:12 по адресу: Свердловская область, г. Верхняя тура, ул. Лесная, 1 (свидетельство о праве собственности от 28.12.2010 серии 66 АД № 661347);

— положительное экспертное заключение № 624/01-12 от 11.01.2013 Некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» на указанный отчет (в соответствии с отчетом и экспертным заключением рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 5918000 руб.);

— несоответствие существующей кадастровой стоимости земельного участка в размере 15226013 руб. 79 коп. (согласно кадастровому паспорту от 10.11.2010) рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010;

— отсутствие возражений ответчика по вопросу о размере рыночной стоимости указанного земельного участка по состоянию на 01.01.2010, а также не предоставление других относимых доказательств об ином размере рыночной стоимости земельных участков,

требования истца являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 июня 2011 г. № 913/11, иски о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной стоимости являются исками об изменении внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета законно установленной кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.

Следовательно, настоящее решением имеет своим правовым последствием не аннулирование ранее внесенных в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка, а внесение в него соответствующих изменений с момента вступления в силу настоящего решения (определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18.01.2013 № ВАС-14371/12).

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов (ст. 110АПК РФ).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Верхняя Тура, ул. Лесная, 1, с кадастровым номером 66:38:0102002:12 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010г. в размере 5918000 руб.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья П.Б.Ванин

Источник:kad.arbitr.ru