ОАО «Уралгипрошахт»

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург
18 декабря 2013 года Дело № А60-39263/2013
Резолютивная часть решения объявлена 11 декабря 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 18 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.Б. Мартемьянова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.О. Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Уралгипрошахт» (ИНН: 6660000336, ОГРН: 1036603503232; далее – истец, общество) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН: 6670073005, ОГРН: 1046603570386; далее – ответчик-управление, управление) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757; далее – ответчик-учреждение, учреждение) о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации города Екатеринбурга (ИНН: 6661004661, ОГРН: 1046603983800; далее – администрация) и Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (ИНН: 6658091960, ОГРН: 1036602638588; далее – министерство),
при участии в судебном заседании:
от истца – Мелехин С.А. (доверенность от 17.09.2013);
от ответчика-управления – Быков А.С. (доверенность от 25.11.2013 № 08-17/171);
от ответчика-учреждения – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от третьего лица (администрации) – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от третьего лица (министерства) – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика-учреждения (его представителя).
Процессуальные права и обязанности представителям лиц, участвующих в деле, разъяснены. Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено.
Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к управлению, в котором просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:12, площадью 3193 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чебышева, д. 6, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 38 465 000 руб.
По мнению истца, кадастровая стоимость названного земельного участка, содержащаяся в настоящее время в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что является нарушением его прав как арендатора земельного участка.
Определением суда от 10.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение, администрация и министерство.
Определением суда от 08.12.2013 учреждение исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.
Управление в отзыве на исковое заявление сослалось на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Учреждение в своем отзыве также считает себя ненадлежащим ответчиком.
Министерство представило отзыв, в котором просит в удовлетворении исковых требований отказать, указывая на то, что кадастровая стоимость, утвержденная приказом министерства от 15.01.2013 № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», в настоящее время является недействующей. По мнению министерства, поскольку названный приказ распространяется на правоотношения, возникающие с 01.01.2014, поэтому в данное время права истца не нарушаются.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:12, площадью 3193 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чебышева, д. 6 (договор аренды земельного участка от 08.04.2010 № 7-1192).
Согласно приказу министерства от 15.01.2013 № 32, которым утверждены кадастровые стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 78 557 921 руб. 81 коп.
В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п. 2, 4, 10 указанных Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются; пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с представленным истцом отчетом общества с ограниченной ответственностью «Бюро Независимой Оценки «ПИК» от 24.09.2013 № 124 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:12, площадью 3193 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чебышева, д. 6, по состоянию на 15.11.2012 составляет 38 465 000 руб.
Следовательно, содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 15.11.2012.
Достоверность данных, указанных в названном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» от 30.09.2013 № 616/09-13.
Ответчики представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка не оспорили; доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, не представили.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по рассматриваемому делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом полномочия указанного органа на основании его решений вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения; в этих случаях, в целях применения установленных данным Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Однако, делегируя в данном случае часть своих управленческих функций учрежденному им лицу – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», государственный орган – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии остается органом кадастрового учета и сохраняет контрольные полномочия в отношении учреждения.
Таким образом, надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору являются управление и учреждение.
Доводы министерства, изложенные в отзыве на исковое заявление, судом отклоняются в силу следующего.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Приказом министерства от 15.01.2013 № 32 утверждены кадастровые стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», по состоянию на 15.11.2012. Данный приказ вступил в силу с 08.02.2013.
Результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные названным приказом, по состоянию на 15.11.2012 могут быть применены для различных целей в разных календарных периодах, в том числе и в отношении истца, в частности: для исчисления арендной платы, в целях выкупа земельного участка.
При этом закон не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости.
Приказ министерства является действующим, следовательно, в соответствии со ст. 65, п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастр недвижимости должен содержать актуальные сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков – по состоянию на 15.11.2012.
Таким образом, суд считает, что общество вправе оспаривать результаты государственной кадастровой оценки земель по состоянию на 15.11.2012.
Учитывая, что судебные расходы истец в соответствии с соглашением, заключенным с ответчиками, принимает на себя, оснований для их взыскания с ответчиков не имеется, что не противоречит ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.
2. Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:12, площадью 3193 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Чебышева, д. 6, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 38 465 000 (тридцать восемь миллионов четыреста шестьдесят пять тысяч) руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.Б. Мартемьянов

Источник: kad.arbitr.ru