ООО «Урал-Автолайн»

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

17 октября 2013 года Дело №А6035434/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 17 октября 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.Ю.Абдрахмановой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Я.С.Кузьминых, рассмотрел в судебном заседании дело №А6035434/2013 по иску общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн», ИНН 6673100338, ОГРН 1036604804114 (далее — ООО «Урал-Автолайн», истец) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

третье лицо: Администрация города Екатеринбурга

об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, при участии в судебном заседании

от истца: Дворникова А.Н. – представитель по доверенности б/н от 28.12.2012г., паспорт;

от ответчиков: ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей;

от третьего лица: не явился, извещен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

ООО «Урал-Автолайн» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:157, площадью 332 кв.м., расположенного по адресу г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, категория земель: земли населенный пунктов, разрешенное использование: под существующие здания и сооружения контрольно-пропускного пункта, склада, мастерской, автомойки, производственного здания, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012г. в размере 487000 руб.

В предварительное судебное заседание истец представил на обозрение суду оригиналы документов. После обозрения оригиналы документов возвращены истцу.

Ответчик в предварительное судебное заседание Ответчик в настоящее судебное заседание представил отзыв, в котором просит в иске отказать, считает себя ненадлежащим ответчиком по делу. При этом Управлением Росреестра по Свердловской области представлено соглашение о распределении судебных расходов (приобщено к материалам дела).

В связи с тем, что непосредственно кадастровый учет ведется ФГБУ «ФКП Росрееестра», последнее на основании ст. 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определением суда от 16.10.2013г. было привлечено к участию в деле в качестве ответчика и исключено из числа третьих лиц.

В настоящем судебном заседании истец поддержал доводы, изложенным им в исковом заявлении.

ФГБУ «ФКП Росреестра», Управление Росреестра по Свердловской области в судебное заседание не явились, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Третье лицо в судебное заседание не явилось, отзыв не представило.

Спор разрешен в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд

УСТАНОВИЛ:

ООО «Урал-Автолайн» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0304010:157, площадью 332 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ 931322, выданным 24.06.2013г.

Согласно данным публичной кадастровой карты кадастровая стоимость земельного участка составляет 1641527 руб. 52 коп. Указанная кадастровая стоимость была утверждена по состоянию на 15.11.2012г. Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области (МУГИСО) от 15.01.2013г. №32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург».

Истец, не согласившись с указанной кадастровой стоимостью принадлежащего ему земельного участка, обратился к ООО «Бюро Независимой Оценки «ПИК» для определения рыночной оценки названного земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года.

По данным отчета №93-2 от 24.06.2013г. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:157 по состоянию на 15.11.2012г. составила 487000 руб.

Ссылаясь на то, что размер кадастровой стоимости земельного участка на одну и ту же отчетную дату – 15.11.2012г., превышает размер его рыночной стоимости, истец обратился с настоящим иском в суд и просит признать кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Таким образом, права истца, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

В обоснование рыночной стоимости земельного участка истцом в материалы дела представлен отчет №93-2 от 24.06.2013г., который подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков», в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение от 28.06.2013г. №436/20-13.

Ответчики не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков (ст. 65, ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Доводы ответчиков о том, что ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» и Управление Росреестра по Свердловской области являются ненадлежащими ответчиками по делу, судом отклоняются в связи со следующим. Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 4 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Из приведенных пунктов Положения следует, что:

— перечисленные функции являются федеральными государственными функциями и выполняются от имени Российской Федерации;

— для реализации этих функций создан специальный федеральный орган исполнительной власти вместе с территориальными органами, а также подведомственными организациями;

— объем полномочий этого государственного органа определятся Правительством Российской Федерации.

Настоящими федеральными государственными функциями Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отдельные полномочия Росрестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако настоящее не говорит о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа. Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра» непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ «ФКП Росреестра» является государственным учреждением и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ «ФКП Росреестра» действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Именно поэтому в п. 4 Положения записано, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные организации. Таким образом, передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы, эти функции продолжают исполняться Федеральной службой не непосредственно, а через свои учреждения.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

Принимая во внимание изложенное, учитывая существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорных земельных участков и их рыночной стоимостью, определенной в отчете, подготовленном оценщиком по заказу истца, учитывая отсутствие возражений относительно данных, содержащихся в отчете, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (Постановление Президиума ВАС РФ по делу № 913/11 от 28.06.2011, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ).

Установление рыночной стоимости земельного участка на определенную дату не противоречит положениям ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Поскольку стороны заключили соглашение о распределении судебных расходов, государственная пошлина взысканию в пользу истца не подлежит.

Руководствуясь ст.110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 332 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, с кадастровым номером 66:41:0304010:157, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012г. в размере 487000 (четыреста восемьдесят семь тысяч) руб.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Е.Ю.Абдрахманова

 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

30 октября 2013 года Дело № А6035407/2013

Резолютивная часть решения объявлена 30 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 30 октября 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.П.Воронина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.Р.Безсалий рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн»

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области

с участием третьих лиц — Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга.

о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

при участии в судебном заседании:

от истца — Дворникова А.Н., представитель по доверенности от 28.12.2013;

от Администрации г.Екатеринбурга – уведомлены, не явились.

Управление Росреестра по Свердловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

От Управление Росреестра по Свердловской области и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области поступили ходатайства о рассмотрении дела без участия представителей. Ходатайства судом удовлетворены.

Принимая во внимание мнение сторон, суд, признав дело подготовленным к разбирательству, завершает предварительное судебное заседание и переходит к рассмотрению дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции в соответствии со ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец просит признать кадастровую стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:156, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная,д.9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012.

По мнению истца, установленная кадастровая стоимость этого земельного участка является завышенной, что подтверждено экспертной оценкой об определении его рыночной стоимости и что в силу пп. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для установления стоимости земельных участков равной рыночной.

Управление Росреестра по Свердловской области ссылается на то, что согласно Приказу Росреестра от 11.03.2010 № П/93 «О наделении федеральных государственных учреждений «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации полномочиями органов кадастрового учета, а также в силу совместного Приказа Управления и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СО от 14.09.2010 № 262/213 с 15.09.2010 ФГУ «Земельная кадастровая палата» по СО наделено полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости. Также указывает, что заявленные требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа, следовательно, привлечение к участию в деле Управления Росреестра в качестве ответчика (имеющего только функции по государственной кадастровой оценке) не обоснованно. Установление той или иной кадастровой стоимости земельного участка (в том числе в размере его рыночной стоимости) путем внесения соответствующей записи в государственный кадастр является по Закону № 221-ФЗ, прерогативой органа кадастрового учета (ФГБУ «ФКП Росреестра), таким образом, по мнению Управление Росреестра по Свердловской области надлежащим ответчиком по настоящему делу является ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Обществу с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн» принадлежит на праве собственности земельный участок, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д.9, с кадастровым номером 66:41:0304010:156.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» утверждены результаты государственной кадастровой оценки этого земельного участка по состоянию на 15.11.2012 в размере 44029525 руб. 80 коп.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в силу пункта 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной  стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

В соответствии с оценкой, проведенной ООО «Бюро Независимой Оценки «ПИК», содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 15.11.2012 составляет 10130500 руб.

Экспертиза отчета оценщика проведена СРО НП «Межрегиональный союз оценщиков», в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение № 436/23-13 от 28.06.2013.

Согласно абзацам 1, 7, 8 ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия) физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В целях выявления оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, заявитель вправе обратиться к заказчику работ по определению кадастровой стоимости и в орган кадастрового учета с запросом о предоставлении сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Ответчик не оспорил представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

В силу п. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом. Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что по смыслу постановления Президиума ВАС РФ № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости, и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган – Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то ответчиком по настоящему делу выступает этот орган государственной власти.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

Наделение бюджетного учреждения полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, само по себе не свидетельствует о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.

Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра» непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ «ФКП Росреестра» является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ «ФКП Росреестра» действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Кроме того, истец требования к ФГБУ «ФКП Росреестра» не заявил, согласия на привлечение учреждения в качестве ответчика не выразил. Следовательно, согласно ст. 47 АПК РФ у суда отсутствуют основания для привлечения ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области в качестве ответчика по делу.

Стороны представили соглашение о распределении судебных расходов, в соответствии с которым судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на истца, поэтому судебные расходы взысканию в пользу истца не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ст. 110, ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:156, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 10130500 руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.П.Воронин

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 ноября 2013 года Дело № А6035433/2013

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн» (ИНН 6673100338, ОГРН 1036604804114, далее – общество «Урал-Автолайн»)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386, далее – управление Росреестра),

Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Свердловской области

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г. Екатеринбурга (далее – администрация).

В судебном заседании принял участие представитель истца – Дворникова А.Н. (доверенность от 28.12.2012).

Ответчики и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

05.11.2013 от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя с приложением соглашения о распределении судебных расходов. Ходатайство удовлетворено.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Общество «Урал-Автолайн» 16.09.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:160, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующие здания и сооружения контрольно-пропускного пункта, склада, мастерской, автомойки, производственного здания, площадью 2857 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, равной его рыночной стоимости в размере 3721000 руб. по состоянию на 15.11.2012.

Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Согласно представленному отзыву управление Росреестра считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд установил:

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0304010:160, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, площадью 2857 кв. м (далее – земельный участок). Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ № 931848 от 24.06.2013.

Истец, ссылаясь на подготовленный ООО «Бюро Независимой Оценки «ПИК» отчёт об оценке от 24.06.2013 № 93-3, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 3721000 руб., указал на то, что согласно данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 14126036 руб. 52 коп.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила).

В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В силу положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 15.11.2012.

Как следует из материалов дела, представленный истцом отчёт оценщика от 24.06.2013 № 93-3 подтверждает, что кадастровая стоимость земельного участка, определённая по состоянию на 15.11.2012, существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату.

Экспертиза отчёта оценщика проведена Некоммерческим партнёрством «Межрегиональный союз оценщиков», по результатам проведения которой получено экспертное заключение от 28.06.2013 № 436/21-13.

Ответчиками не оспорен представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка; не представлено доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчёта оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы управления Росреестра о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклонены на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учёта.

Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, приказов Росреестра от 11.03.2010 №П/93, от 26.12.2011 №П/531, следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отдельные полномочия Росреестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 №П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако управление Росреестра не утратило контрольных полномочий в отношении ФГБУ «ФКП Росреестра» и не перестает являться органом кадастрового учёта. Следовательно, управление Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

В соответствии с ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут распределяться в соответствии с соглашением сторон.

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов.

Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн» удовлетворить полностью.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:160, площадью 2857 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под существующие здания и сооружения контрольно-пропускного пункта, склада, мастерской, автомойки, производственного здания, равной его рыночной стоимости в размере 3721000 руб. по состоянию на 15.11.2012.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Киселёв Ю.К.

Источник:kad.arbitr.ru

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

14 ноября 2013 года Дело № А6035408/2013

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 14 ноября 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.Б. Мартемьянова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.О. Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн» (ИНН: 6673100338, ОГРН: 1036604804114; далее – истец, общество)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН: 6670073005, ОГРН: 1046603570386; далее – ответчик-управление, управление) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757; далее – ответчик-учреждение, учреждение)

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

при участии в судебном заседании:

от истца – Дворникова А.Н. (доверенность от 28.12.2012);

от ответчика-управления – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ответчика-учреждения – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчиков (их представителей). Процессуальные права и обязанности представителю истца разъяснены. Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением (с учетом его уточнения) к управлению, в котором просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:158, площадью 2932 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 3 916 000 руб.

По мнению истца, кадастровая стоимость названного земельного участка, содержащаяся в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость.

Определением от 22.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено учреждение.

Определением от 24.10.2013 учреждение исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

Управление в отзыве на исковое заявление сослалось на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество является собственником земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:158, площадью 2932 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.06.2013 серии 66 АЕ № 931999).

Согласно приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32, которым утверждены кадастровые стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 14 496 863 руб. 52 коп.

В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. 2, 4, 10 указанных Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются; пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с представленным истцом отчетом общества с ограниченной ответственностью «Бюро Независимой Оценки «ПИК» от 24.06.2013 № 93-1 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:158, площадью 2932 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, по состоянию на 15.11.2012 составляет 3 916 000 руб. Следовательно, содержащаяся в кадастре недвижимости актуальная кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 15.11.2012.

Достоверность данных, указанных в названном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков «Некоммерческое партнерство «Межрегиональный союз оценщиков» от 28.06.2013 № 436/19-13.

Ответчики представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка не оспорили; доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, не представили.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по рассматриваемому делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом полномочия указанного органа на основании его решений вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения; в этих случаях, в целях применения установленных данным Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако, делегируя в данном случае часть своих управленческих функций учрежденному им лицу – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», государственный орган – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии остается органом кадастрового учета и сохраняет контрольные полномочия в отношении учреждения.

Таким образом, надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору являются управление и учреждение.

Учитывая, что судебные расходы истец в соответствии с соглашением, заключенным с ответчиками, принимает на себя, оснований для их взыскания с ответчиков не имеется, что не противоречит ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:158, площадью 2932 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 3 916 000 (три миллиона девятьсот шестнадцать тысяч) руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.Б. Мартемьянов

Источник:kad.arbitr.ru

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

12 ноября 2013 года Дело № А6035406/2013

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 12 ноября 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело по иску

общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн» (ИНН 6673100338, ОГРН 1036604804114, далее – общество «Урал-Автолайн»)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386, далее – управление Росреестра),

Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ИНН 7705401340, далее – ФГБУ «ФКП Росреестра») в лице филиала по Свердловской области

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация г. Екатеринбурга (далее – администрация).

В судебном заседании принял участие представитель истца – Дворникова А.Н. (доверенность от 28.12.2012).

Ответчики и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения иска извещены надлежащим образом, в том числе публично, путём размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

05.11.2013 от ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя с приложением соглашения о распределении судебных расходов. Ходатайство удовлетворено.

Иных заявлений, ходатайств не поступило. Общество «Урал-Автолайн» 16.09.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:159, категория земель: земли населенных пунктов; разрешённое использование: под существующие здания и сооружения контрольно-пропускного пункта, склада, мастерской, автомойки, производственного здания; площадью 662 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, равной его рыночной стоимости в размере 675000 руб. по состоянию на 15.11.2012.

Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Согласно представленному отзыву управление Росреестра считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Суд установил:

Истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0304010:159, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9, площадью 662 кв. м (далее – земельный участок). Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 66 АЕ № 931967 от 24.06.2013.

Истец, ссылаясь на подготовленный ООО «Бюро Независимой Оценки «ПИК» отчёт об оценке от 24.06.2013 № 93-4, согласно которому рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 675000 руб., указал на то, что согласно данным, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, кадастровая стоимость спорного земельного участка составляет 3273166 руб. 32 коп.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила).

В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В силу положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 15.11.2012.

Как следует из материалов дела, представленный истцом отчёт оценщика от 24.06.2013 № 93-4 подтверждает, что кадастровая стоимость земельного участка, определённая по состоянию на 15.11.2012, существенно превышает его рыночную стоимость на ту же дату.

Экспертиза отчёта оценщика проведена Некоммерческим партнёрством «Межрегиональный союз оценщиков», по результатам проведения которой получено экспертное заключение от 28.06.2013 № 436/22-13.

Ответчиками не оспорен представленный истцом отчёт о рыночной стоимости земельного участка; не представлено доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчёта оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы управления Росреестра о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклонены на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учёта.

Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, приказов Росреестра от 11.03.2010 №П/93, от 26.12.2011 №П/531, следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отдельные полномочия Росреестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 №П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако управление Росреестра не утратило контрольных полномочий в отношении ФГБУ «ФКП Росреестра» и не перестает являться органом кадастрового учёта. Следовательно, управление Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

В соответствии с ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут распределяться в соответствии с соглашением сторон.

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов.

Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Урал-Автолайн» удовлетворить полностью.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0304010:159, площадью 662 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Ветеринарная, д. 9; категория земель: земли населенных пунктов; разрешённое использование: под существующие здания и сооружения контрольно-пропускного пункта, склада, мастерской, автомойки, производственного здания, равной его рыночной стоимости в размере 675000 руб. по состоянию на 15.11.2012.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Киселёв Ю.К.

Источник: kad.arbitr.ru