ОАО “Уралгипромез”

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д. 4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург 02 октября 2013 года Дело № А6027046/2013

Резолютивная часть решения объявлена 25 сентября 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 02 октября 2013 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи В.Б. Мартемьянова, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.О. Виноградовой, рассмотрел в судебном заседании дело по исковому заявлению открытого акционерного общества «Уралгипромез» (ИНН: 6660000128, ОГРН: 1026604933574; далее – истец, общество) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН: 6670073005, ОГРН: 1046603570386; далее – ответчик-управление, управление) и Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области (ИНН: 7705401340, ОГРН: 1027700485757; далее – ответчик-учреждение, учреждение) о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012, с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ИНН: 6670262066, ОГРН: 1096670022107; далее – третье лицо, агентство),

при участии в судебном заседании:

от истца – Рябцева Е.В. (доверенность от 09.01.2013 № 11);

от ответчика-управления – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;

от ответчика-учреждения – Казакова Н.А. (доверенность от 24.01.2013);

от третьего лица (агентства) – представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. 100791_3281317

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

В соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие ответчика-управления (его представителя).

Процессуальные права и обязанности лицам, участвующим в деле, разъяснены. Отводов судье, секретарю судебного заседания не заявлено.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением к управлению, в котором просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:6, площадью 7681 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 60а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 94 755 000 руб.

По мнению истца, кадастровая стоимость названного земельного участка, содержащаяся в настоящее время в государственном кадастре недвижимости, существенно превышает его рыночную стоимость, что является нарушением его прав как арендатора земельного участка.

Определением суда от 30.07.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены учреждение и агентство.

Определением от 24.09.2013 учреждение исключено из числа третьих лиц и привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика.

Управление в отзыве на исковое заявление сослалось на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу.

Учреждение в своем отзыве также считает себя ненадлежащим ответчиком по делу.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Общество является арендатором земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:6, площадью 7681 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 60а (договор аренды земельного участка от 22.11.2012 № А3ф-1705/0817).

Согласно приказу Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32, которым утверждены кадастровые стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург», кадастровая стоимость указанного земельного участка по состоянию на 15.11.2012 составляет 180 483 913 руб. 45 коп.

В силу п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 названной статьи; государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. 2, 4, 10 указанных Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения; государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования; результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются; пункт 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

В соответствии с представленным истцом отчетом общества с ограниченной ответственностью «Бюро Независимой оценки «ПИК» от 07.06.2013 № 64 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:6, площадью 7681 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 60а, по состоянию на 15.11.2012 составляет 94 755 000 руб.

Следовательно, содержащаяся в кадастре недвижимости актуальная кадастровая стоимость данного земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость, определенную по состоянию на 15.11.2012.

Достоверность данных, указанных в названном отчете, подтверждается положительным экспертным заключением саморегулируемой организации оценщиков некоммерческого партнерства «Межрегиональный союз оценщиков» от 10.06.2013 № 372/06-13.

Ответчики представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка не оспорили; доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка, не представили.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению на основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 названного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по рассматриваемому делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. При этом полномочия указанного органа на основании его решений вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения; в этих случаях, в целях применения установленных данным Федеральным законом правил, наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.

Из системного толкования положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93, от 26.12.2011 № П/531 следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 № П/93 федеральные государственные учреждения «Земельная кадастровая палата» по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако, делегируя в данном случае часть своих управленческих функций учрежденному им лицу – Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», государственный орган – Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии остается органом кадастрового учета и сохраняет контрольные полномочия в отношении учреждения.

Таким образом, надлежащими ответчиками по рассматриваемому спору являются управление и учреждение.

Учитывая, что судебные расходы истец в соответствии с соглашениями, заключенными с ответчиками, принимает на себя, оснований для их взыскания с ответчиков не имеется, что не противоречит ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0704006:6, площадью 7681 кв. м, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, проспект Ленина, д. 60а, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 94 755 000 (девяносто четыре миллиона семьсот пятьдесят пять тысяч) руб.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья В.Б. Мартемьянов

Источник: http://kad.arbitr.ru