ГСК №93

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

04 апреля 2014 года Дело № А607026/2014

Резолютивная часть решения объявлена 03 апреля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 04 апреля 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Г. Филипповой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Е. Михайловой рассмотрел в судебном заседании дело по иску

Потребительского общества “Гаражно-строительный кооператив N 93” (ИНН 6663045769, ОГРН 1036604788330)

к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области ИНН 7705401340, ОГРН1027700485757), Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386)

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости, при участии в судебном заседании от истца: И.П .Баранова, представитель по доверенности от 24.02.2014, от ответчиков:

от Управления Росреестра по Свердловской области: А.С. Быков, представитель по доверенности от 25.11.2013 № 08-17/171, от ФГБУ «ФКП Росреестра» – Е.П. Ваганова, представитель по доверенности от 10.09.2013 № 91.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Ответчик Управление Росреестра по Свердловской области заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва и документов по приложению. Ходатайство удовлетворено. Признав дело подготовленным к разрешению по существу, при отсутствии возражений со стороны лиц, участвующих в деле, суд завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание.

Потребительское общество “Гаражно-строительный кооператив N 93” просит признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 2 595 кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:1112, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, 1а – 11, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012г. в размере 5 053 000 рублей.

Ответчик Управления Росреестра по Свердловской области представил отзыв, требования не признает.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

Истцу на основании решения Исполкома Свердловского городского совета депутатов трудящихся от 11.11.1967 № 509-г и акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального истроительства и дальнейшей эксплуатации от 15.07.1968 № 2802 на праве бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0110019:1112, площадью 2 595 кв. м, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, 1а – 11.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 31.05.2013 № 66/301/13-240326 кадастровая стоимость этого земельного участка установлена в размере 20 666 061 руб.

Истец, ссылаясь на подготовленный по его заказу отчет №20, согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка на 15.11.2012 г. составляет 5 053 000 руб., обратился с иском по настоящему делу о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Представленный истцом отчет оценщика № 20 подтверждает, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка существенно превышает его рыночную стоимость. Экспертиза отчета оценщика проведена Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков», в результате проведения экспертизы получено положительное экспертное заключение № 81/04-14 от 07.02.2014.

Ответчики не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорного земельного участка, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган – Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.

Из этого следует, что Росреестр и ФГБУ «ФКП Росреестра» являются соответчиками по настоящему делу, в связи с чем доводы об отсутствии у них полномочий по внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части кадастровой стоимости земельных участков являются необоснованными.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 4000 руб. относятся на истца на основании имеющегося в материалах дела соглашения о распределении судебных расходов, заключенного между истцом и ответчиками (ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Установить кадастровую стоимость земельного участка площадью 2595кв. м, с кадастровым номером 66:41:0110019:1112, расположенного по адресу: г. Екатеринбург, ул. Лукиных, 1а – 11 равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012г. в размере 5 053 000 рублей.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме). Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Н.Г.Филиппова