ГУП СО “ЛХПО”

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург  22 октября 2013 года Дело № А6034046/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2013 года

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Киселёва Ю.К. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Качуриной А.С. рассмотрел в судебном заседании дело №А60-34046/2013 по иску Государственного унитарного предприятия Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение” (ИНН 6617014163, ОГРН 1076617001537, далее – предприятие) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386, далее – управление Росреестра), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области (ИНН 7705401340, далее – филиал ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости.

В судебном заседании приняли участие представители:

предприятия – Першина Е.В. (доверенность от 01.01.2013 № 01-04/009);

управления Росреестра – Кобелева А.А. (доверенность № 08-17/2223 от 06.12.2012);

филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» – Казакова Н.А. (доверенность 66 АА № 1572668 от 24.01.2013).

Ответчики ходатайствовали о приобщении к материалам дела отзывов на исковое заявление, соглашения о распределении судебных расходов.

Истец представил возражения на отзыв управления Росреестра.

Представленные сторонами документы судом рассмотрены и приобщены к материалам дела.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Предприятие 05.09.2013 обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с исковым заявлением о признании кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306021:40, площадью 23423 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Московский тракт, 9 км, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 23498500 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 1003 руб. 22 коп., и по состоянию на 15.11.2012 в размере 25976000 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 1109 руб.

Учитывая, что присутствующие в судебном заседании представители сторон не возразили против продолжения рассмотрения дела по существу в судебном заседании, арбитражный суд, признав дело подготовленным к судебному разбирательству и завершив предварительное судебное заседание, перешёл к судебному разбирательству в судебное заседание суда первой инстанции в соответствии с ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Истец поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске.

Согласно представленным отзывам, управление Росреестра и филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» считают себя ненадлежащими ответчиками по делу.

Суд  установил:

Истцу на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 66:41:0306021:40, площадью 23423 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Московский тракт, 9 км (далее – земельный участок).

Право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок подтверждается следующими документами: свидетельство на право постоянного (бессрочного) пользования землей № 66-98-27885 от 24.03.1998, выданное Верх-Исетскому лесхозу; постановление Правительства Свердловской области от 22.10.2007 № 1030-ПП «О реорганизации областных государственных учреждений в области лесных отношений», согласно которому Государственное унитарное предприятие Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение” является правопреемником Верх-Исетского лесхоза.

Согласно кадастровой выписке на земельный участок общая площадь объекта составляет 23423 кв.м.

Истец, ссылаясь на подготовленные ООО «Бюро Независимой Оценки «ПИК» отчёты от 21.06.2013 № 80 и № 81, согласно которым по состоянию на 01.01.2010 рыночная стоимость спорного земельного участка составляет 23498500 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 1003 руб. 22 коп., по состоянию на 15.11.2012 – рыночная стоимость составляет 25976000 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 1109 руб., указал на то, что кадастровая стоимость земельного участка как по состоянию на 01.01.2010, так и по состоянию на 15.11.2012 (в размере 106627117 руб. 52 коп.), значительно превышает рыночную стоимость земельного участка по состоянию на те же даты, определённую согласно представленным отчётам.

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что следствием несоответствия определенной в установленном порядке и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, является нарушение прав истца, как плательщика земельного налога, принимая во внимание порядок определения размера земельного налога, который поставлен в зависимость от кадастровой стоимости земельного участка.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации” предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее – Правила).

В соответствии с п. 2, 4, 10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (п. 5 Правил).

При рассмотрении требований об установлении судом размера кадастровой стоимости земельного участка подлежит применению п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 № 167-ФЗ), согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости. При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В силу положений Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2010 установлена Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 № 695-ПП “Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области”.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15.01.2013 № 32 “Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования “город Екатеринбург” кадастровая стоимость земельного участка изменена по состоянию на 15.11.2012.

Как следует из материалов дела, представленные истцом отчёты оценщика от 21.06.2013 № 80, 81 подтверждают, что кадастровая стоимость земельного участка, определённая по состоянию как на 01.01.2010, так и на 15.11.2012, существенно превышает его рыночную стоимость по состоянию на те же даты.

Экспертиза отчётов оценщика проведена Некоммерческим партнёрством «Межрегиональный союз оценщиков», по результатам проведения которой получены экспертные заключения от 24.06.2013 № 436/03-13 и № 436/04-13.

Ответчиками не оспорены представленные истцом отчёты о рыночной стоимости земельного участка; не представлено доказательств, свидетельствующих об иной, отличной от отчётов оценщика, величине рыночной стоимости земельного участка.

При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Доводы управления Росреестра и филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» о том, что каждый из них является ненадлежащим ответчиком по делу, судом отклонены на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учёта.

Исходя из положений Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости”, Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 №1847 “О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии”, Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 №457, приказов Росреестра от 11.03.2010 №П/93, от 26.12.2011 №П/531, следует, что в период возникновения спорных правоотношений органом кадастрового учета, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, являлось управление.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отдельные полномочия Росреестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям.

Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 №П/93 федеральные государственные учреждения “Земельная кадастровая палата” по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако управление Росреестра не утратило контрольных полномочий в отношении ФГБУ «ФКП Росреестра» и не перестает являться органом кадастрового учёта.

Следовательно, управление Росреестра и ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Свердловской области являются надлежащими ответчиками по настоящему делу.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются судом со стороны.

В соответствии с ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы могут распределяться в соответствии с соглашением сторон.

Судебные расходы, понесенные истцом, возмещению не подлежат в силу заключенного сторонами соглашения о распределении судебных расходов. Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Исковые требования Государственного унитарного предприятия Свердловской области “Лесохозяйственное производственное объединение” удовлетворить полностью.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306021:40, площадью 23423 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Московский тракт, 9 км, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 23498500 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 1003 руб. 22 коп.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306021:40, площадью 23423 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Екатеринбург, Московский тракт, 9 км, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15.11.2012 в размере 25976000 руб., исходя из стоимости 1 кв.м. 1109 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Киселёв Ю.К.

Источник: http://kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/2be45f43-3cd3-4ce1-a397-e98f5daf0658/A60-34046-2013_20131022_Reshenija%20i%20postanovlenija.pdf?code=hcgf0c27163dd5f070ff223f546a8ec8a9de