ИП Аристов П.А.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург 11 октября 2013 года
Дело № А60—27588/2013
Резолютивная часть решения объявлена 08 октября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по иску индивидуального предпринимателя Аристова Павла Анатольевича (ИНН 661600038027, ОГРН 308662110500056)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области
о признании кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.
В судебном заседании участвовали:
от истца: Л.И. Шаяхметова, представитель, доверенность № 66АА 1827691 от 27.09.2013 г., г., паспорт;
от ответчиков:
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: А.А. Кобелёва, сотрудник отдела правового обеспечения, доверенность № 08-17/2223 от 06.12.2012 г., паспорт;
от ФГБУ «ФКП Росреестра»: не явились.
Ответчик о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. На основании ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.
Права и обязанности разъяснены. Отводов суду, не заявлено. Истец просит приобщить к материалам дела подлинники отчетов. Ходатайство судом удовлетворено, указанные документы приобщены судом к материалам дела.
Истец заявил ходатайство о привлечении к участию в деле Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области в качестве второго ответчика. Судом ходатайство удовлетворено, ФГБУ «ФКП Росреестра» привлечено к участию в деле в качестве второго ответчика. О судебном процессе ФГБУ «ФКП Росреестра» извещено надлежащим образом, поэтому отсутствие его представителя не препятствует рассмотрению дела.
Согласно ч. 4 ст. 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции, за исключением случая, если в соответствии с настоящим Кодексом требуется коллегиальное рассмотрение данного дела.
Поскольку отсутствующий в заседании ответчик (ФГБУ «ФКП Росреестра») извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и не представил возражений против перехода к судебному разбирательству в данном судебном заседании, суд с согласия представителей истца и ответчика завершает предварительное судебное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.
Истец просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:115, общей площадью 6436 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, 79, установленную по состоянию на 01.10.2010 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 1867000 руб.
Также истец просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:116, общей площадью 4079 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, в 75 метрах юго-западнее здания 79, установленную по состоянию на 01.01.2010 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 1334000 руб.
В обоснование требований предприниматель ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что, по мнению истца, учитывая порядок определения размера земельного налога, является нарушением его прав собственника земельных участков и плательщика земельного налога.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, против требований истца по существу не возражает.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей истца и ответчика, суд
УСТАНОВИЛ:
Истцу на праве собственности принадлежат следующие земельные участки:
— с кадастровым номером 66:49:0502018:115, общей площадью 6436 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, 79, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АЖ 022484;
-с кадастровым номером 66:49:0502018:116, общей площадью 4079 кв.м., расположенный по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, в 75 метрах юго-западнее здания 79, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АЖ 022484;
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.06.2011 г. № 695-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области» установлена кадастровая стоимость этих земельных участков по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 15098019 руб. 32 коп. (кадастровый номер 66:49:0502018:115); в размере 9568803 руб. 73 коп. (с кадастровым номером 66:49:0502018:116).
Истец, ссылаясь на подготовленные по его заказу отчеты №№ 76, 77 согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков на 01.01.2010 г. составляет соответственно 1867000 (кадастровый номер 66:49:0502018:115); 1334000 руб. (кадастровый номер 66:49:0502018:116), обратился с настоящим иском о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с п.п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Представленные истцом отчеты оценщика подтверждают, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость. Экспертиза отчетов оценщика проведена Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков», в результате проведения экспертизы получены положительные экспертные заключения № № 436/13-13, 436/14-13 от 24.06.2013 г.
Ответчики не оспорили представленный истцом отчет о рыночной стоимости спорных земельных участков, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков.
Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.
Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.
Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган – Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.
Из этого следует, что Росреестр и ФГБУ «ФКП Росреестра» являются соответчиками по настоящему делу, в связи с чем доводы об отсутствии у них полномочий по внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части кадастровой стоимости земельных участков являются необоснованными.
Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 8000 руб. относятся на истца на основании имеющегося в материалах дела соглашения о распределении судебных расходов, заключенного между истцом и ответчиками (ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1.Исковые требования удовлетворить.
2.Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:115, общей площадью 6436 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, 79, установленную по состоянию на 01.10.2010 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 1867000 руб.
Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:49:0502018:116, общей площадью 4079 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, г. Кировград, ул. Шуралинская, в 75 метрах юго-западнее здания 79, установленную по состоянию на 01.01.2010 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 г. в размере 1334000 руб.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.
Судья Г.Н.Подгорнова
Источник:kad.arbitr.ru