ЗАО “Металлургический завод имени ИП Бардина”

 АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

24 февраля 2014 года Дело № А6045764/2013

Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2014 года

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2014 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н. Подгорновой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Кирьяк рассмотрел в судебном заседании дело по иску закрытого акционерного общества «Металлургический завод имени И.П. Бардина» (ИНН 6671306887, ОГРН 1096671020170) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386), Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Свердловской области

о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости.

В судебном заседании участвовали:

от истца: С.В. Кадникова, представитель, доверенность № 29-09/13 от 13.11.2013 г., паспорт;

от ответчиков:

от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области: не явились;

от ФГБУ «ФКП Росреестра»: Н.А. Казакова, представитель, доверенность от 10.09.2013 г. № 90, паспорт.

Ответчик о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. На основании ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика.

Права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Истец уточнил требования. Уточнение судом принято.

Истец с учетом уточнения просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:2901021:138, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Карла Либкнехта, 2-А, площадью 85657 кв.м., установленную по состоянию на 10.08.2013 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2013 г. в размере 27545000 руб.

Кроме того, истец просит признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:2901021:139, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Карла Либкнехта, 2-А, площадью 6160 кв.м., установленную по состоянию на 10.08.2013 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2013 г. в размере 2955000 руб.

В обоснование иска общество ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков их рыночной стоимости, что, по мнению истца, учитывая порядок определения размера земельного налога, является нарушением его прав собственника земельных участков и плательщика земельного налога.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области считает себя ненадлежащим ответчиком по делу, против требований истца по существу не возражает.

ФГБУ «ФКП Росреестра» также считает себя ненадлежащим ответчиком.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд

УСТАНОВИЛ:

Истцу на праве собственности принадлежат земельные участки:

– с кадастровым номером 66:25:2901021:138, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Карла Либкнехта, 2-А, площадью 85657 кв.м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АД 866126, выданным 27.04.2011 г.

– с кадастровым номером 66:25:2901021:139, расположенный по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Карла Либкнехта, 2-А, площадью 6160 кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АД 866127, выданным 27.04.2011 г.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 28.11.2013 г. № 2689 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территориях муниципальных образований в Свердловской области: Сысертский городской округ, городской округ Верхняя Пышма» установлена кадастровая стоимость этих земельных участков по состоянию на 10.08.2013 г. в размере 86672035 руб. 45 коп. (кадастровый номер 66:25:2901021:138); в размере 6526766 руб. 40 коп. (кадастровый номер 66:25:2901021:139).

Истец, ссылаясь на подготовленные по его заказу отчеты №№ 17, 18, согласно которым рыночная стоимость спорных земельных участков на 10.08.2013 г. составляет 27545000 руб. (кадастровый номер 66:25:2901021:138), 2955000 руб. (кадастровый номер 66:25:2901021:139), обратился с настоящим иском о признании кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной.

Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.

В соответствии с п.п. 2,4,10 Правил (в редакции, действующей на дату проведения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных в Свердловской области), государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем в силу п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Согласно правовой позиции, содержащейся в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. № 913/11, действующее законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта об ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Согласно правилам п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.

Представленные истцом отчеты оценщика №№ 17, 18 подтверждают, что содержащаяся в кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков существенно превышает их рыночную стоимость. Экспертиза отчетов оценщика проведена Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков», в результате проведения экспертизы получены положительные экспертные заключения №№ 81/01-14, 81/02-14 от 31.01.2014 г.

Ответчики не оспорили представленные истцом отчеты о рыночной стоимости спорных земельных участков, не представили доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости земельных участков.

Согласно ч. 5 ст. 4 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном данным Законом порядке документов, если иное не установлено этим же Законом.

Пунктом 11 ч. 2 ст. 7 указанного Федерального закона установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Учитывая, что по смыслу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 истцом заявлено требование об изменении размера кадастровой стоимости, указанного в государственном кадастре недвижимости, ответчиком по настоящему делу является орган или иное лицо, уполномоченное в соответствии с действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости. Кроме того, полномочия органа кадастрового учета на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В этих случаях в целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. №456 «О Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» на указанное Агентство возложены функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности.

Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, функции переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Помимо этого, часть функций Росреестра в этой сфере, в частности, функции по ведению государственного кадастра недвижимости и по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, предусмотренном Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 № 222, переданы Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Делегируя управленческие функции бюджетному учреждению, государственный орган – Росреестр, сохраняет, тем не менее, контрольные полномочия в отношении ФГБУ и не перестает являться органом кадастрового учета.

Из этого следует, что Росреестр и ФГБУ «ФКП Росреестра» являются соответчиками по настоящему делу, в связи с чем доводы об отсутствии у них полномочий по внесению в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений в части кадастровой стоимости земельных участков являются необоснованными.

Учитывая изложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 8000 руб. относятся на истца на основании имеющегося в материалах дела соглашения о распределении судебных расходов, заключенного между истцом и ответчиками (ч. 4 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

1.Исковые требования удовлетворить.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:2901021:138, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Карла Либкнехта, 2-А, площадью 85657 кв.м., установленную по состоянию на 10.08.2013 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2013 г. в размере 27545000 руб.

Признать кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:25:2901021:139, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Сысерть, ул. Карла Либкнехта, 2-А, площадью 6160 кв.м., установленную по состоянию на 10.08.2013 г., равной его рыночной стоимости по состоянию на 10.08.2013 г. в размере 2955000 руб.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Г.Н.Подгорнова