ОАО “Бумпродукция”

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

620075 г. Екатеринбург, ул. Шарташская, д.4,

www.ekaterinburg.arbitr.ru e-mail: A60.mail@ arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург                                                                       14 февраля 2013 года

Дело № А6048572/2012

Резолютивная часть решения объявлена 12 февраля 2013 года

Полный текст решения изготовлен 14 февраля 2013 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи П.Б.Ванина при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Н.М. Ипполитовой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Открытого акционерного общества “Бумпродукция” (ИНН 6659002924, ОГРН 1026602956566) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (ИНН 6670073005, ОГРН 1046603570386) третье лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании кадастровой стоимости земельного участка,

при участии в судебном заседании:

от истца Потеряева Ю.В., представитель по доверенности от 14.11.2012г.

от ответчика: не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Истец обратился в суд с требованиями:

– о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 32000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:33, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Артинская, дом 14 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 28777600 руб. для целей налогообложения с 01.01.2010;

 – о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Артинская, дом 14 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.09.2012 в размере 24203000 руб. для целей налогообложения с 01.09.2010.

В судебном заседании истец на требованиях настаивает, ответчик в суд не явился.

В судебном заседании истец на требованиях настаивает, представил оригиналы документов по реестру на обозрение суда, ответчик иск не признал. В отзыве указал, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области не является надлежащим ответчиком по делу. Надлежащим ответчиком Управление считает Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Свердловской области (ФГБУ «ФКП Росреестра», учреждение). Представитель истца требования к указанному учреждению не заявил, согласия на привлечение учреждения в качестве ответчика не выразил. Следовательно, согласно ст. 47 АПК РФ у суда отсутствуют основания для привлечения ФГБУ «ФКП Росреестра» в качестве ответчика по делу. Доводы представителя ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской о том, что надлежащим ответчиком по делу должно выступать ФГБУ «ФКП Росреестра» являются несостоятельными на основании следующего.

Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 № 913/11 ответчиком по делам, которые связаны с определением кадастровой стоимости земельных участков, является орган кадастрового учета.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. № 457 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, в числе прочих функций также и функции по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по государственной кадастровой оценке. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с п. 4 этого же Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации.

Из приведенных пунктов Положения следует, что:

– перечисленные функции являются федеральными государственными функциями и выполняются от имени Российской Федерации;

– для реализации этих функций создан специальный федеральный орган исполнительной власти вместе с территориальными органами, а также подведомственными организациями;

– объем полномочий этого государственного органа определятся Правительством Российской Федерации.

Настоящими федеральными государственными функциями Правительство Российской Федерации наделило Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Действительно, согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» отдельные полномочия Росрестра могут быть переданы подведомственным ему учреждениям. Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. № П/93 федеральные государственные учреждения “Земельная кадастровая палата” по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.

Однако настоящее не говорит о том, что эти полномочия становятся функциями государственного учреждения. Как уже было отмечено, эти функции являются федеральными государственными функциями специально созданного для этого государственного органа.

Следовательно, настоящие функции осуществляются ФГБУ «ФКП Росреестра» непосредственно в структуре Росреестра, а не самостоятельно. ФГБУ «ФКП Росреестра» является государственным учреждением, а не органом власти, и входит в структуру Росреестра. Перечисленные функции не относятся непосредственно к видам деятельности учреждения, а являются федеральными государственными функциями. В своих взаимоотношениях с гражданами и юридическими лицами ФГБУ «ФКП Росреестра» действует как лицо, осуществляющее указанные функции от имени Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.

Именно поэтому в п. 4 Положения записано, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свою деятельность, в том числе, через подведомственные организации. Таким образом, передача отдельных полномочий от Федеральной службы своим учреждениям не означает прекращение соответствующих функций у Федеральной службы, эти функции продолжают исполняться Федеральной службой не непосредственно, а через свои учреждения.

В связи с этим, поскольку исполнение перечисленных функций возложено на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии в лице своего территориального управления, то и ответчиком по делу должен выступать этот орган государственной власти.

Внутреннее перераспределение функций и полномочий между государственными органами и организациями, уполномоченными действовать от имени Российской Федерации в интересах граждан и организаций, и находящимися при этом в одной системе, не должно влечь за собой формальный отказ в иске только лишь по этому основанию.

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В соответствии с отчетом № 110 от 31.10.2012 ООО «Бюро Независимой оценки «ПИК» об оценке рыночной стоимости земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Артинская, дом 14, рыночная стоимость этого земельного участка по состоянию на 01.01.2010 составляет 24203000 руб. Согласно экспертному заключению № 512/01-12 от 12.11.2012, который выполнен Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков» отчет № 110 от 31.10.2012 соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Согласно свидетельству от 28.02.2001 за истцом было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 32000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:33. Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 14.04.2011 № 1559 это право было прекращено с целью последующего предоставления ОАО «Бумпродукция» земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64 в собственность за плату под существующие здания и сооружения производственно-складской базы. По договору от 29.09.2011 № 2-4756 купли-продажи земельный участок площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64 передан в собственность ОАО «Бумпродукция» (свидетельство о праве собственности от 24.12.2011 серии АЕ № 165663). Из кадастрового паспорта от 03.09.2010 земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64 следует, что этот земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 01.09.2010.

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 66:41:0205007:64 создан из земельного участка с кадастровым номером 66:41:0205007:33 и в настоящее время последний земельный участок в ранее существовавших границах и с площадью 32000 кв.м. не существует.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителя истца, суд полагает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению в связи со следующим.

В требовании о признании кадастровой стоимости земельного участка площадью 32000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:33, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Артинская, дом 14 равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 28777600 руб. для целей налогообложения с 01.01.2010 суд отказывает, поскольку настоящий земельный участок в настоящее время не существует как объект гражданских прав.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», государственный кадастр недвижимости представляет собой систематизированный свод об учтенном недвижимом имуществе, в который вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости (статья 7 закона), в том числе о его кадастровой стоимости. Содержание статьи (а также статьи 16 закона) свидетельствует о том, что в кадастр вносятся сведения о существующих объектах недвижимости (при прекращении существования в кадастр вносятся сведения об этом факте).

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Порядок определения рыночной стоимости земельного участка и внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости установлен статьями 24.15, 24.19, 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Из перечисленных норм закона следует, что установление рыночной стоимости земельного участка производится путем составления оценщиками соответствующего отчета и его экспертизы саморегулируемой организацией оценщиков.

В силу перечисленных норм законов, а также положений статьи 111 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что истец по иску об установлении кадастровой стоимости земельного участка, в силу статьи 65 АПК РФ, должен доказать, в совокупности, следующие факты:

– формирование земельного участка в установленном законом порядке и постановку его на государственный кадастровый учет в качестве существующего – на момент обращения с иском – объекта недвижимости;

– наличие у него вещных или обязательственных прав на земельный участок;

– рыночную стоимость земельного участка, установленную не оспариваемым отчетом оценщика, результаты которого подтверждены экспертизой отчета.

 Истец указанные факты не доказал. В частности, внесение изменений в кадастр в отношении не существующего объекта гражданских прав противоречит самой сути и основной цели ведения государственного кадастрового учета. Помимо этого, оценка рыночной стоимости земельного участка площадью 32000 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:33 не производилась, отчет об оценке и экспертное заключение на этот отчет в материалах дела отсутствуют.

Помимо этого, как указано в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.07.2012 по делу № А60-14393/2012, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета, внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости только с момента вступления судебного акта в законную силу. Настоящая правовая позиция соответствует определению ВАС-14371/2012 от 18.01.2013. По перечисленным обстоятельствам действие судебного акта о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его кадастровой стоимости на определенную дату не может распространяться на правоотношения, имевшие место до вступления в силу такого судебного акта. Соответственно, настоящее решение не является основанием для изменения налогооблагаемой базы по земельному налогу за период, предшествующий вступлению в силу настоящего решения.

Из этого следует, что судом может быть признана кадастровая стоимость существующего земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Артинская, дом 14 равной его рыночной стоимости в размере 24203000 руб. и при этом без указания на какую-либо конкретную дату и цель – «для целей налогообложения с 01.09.2010», поскольку внесение новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости связано с вступлением в силу настоящего решения и при этом законом не предусмотрена возможность распространения действия новой кадастровой стоимости на отношения, предшествующие вступлению в силу такого решения.

Суд при этом принимает также во внимание то, что существующая в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64 в размере 127547973 руб. 51 коп. согласно кадастровому паспорту этого земельного участка от 03.09.2010 не соответствует рыночной стоимости по отчету об оценке № 110 от 31.10.2012 в размере 24203000 руб. При этом настоящий отчет правомерно выполнен по состоянию на дату государственной кадастровой оценки – 01.01.2010 в соответствии со ст. 24.19 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать кадастровую стоимость земельного участка площадью 26913 кв.м. с кадастровым номером 66:41:0205007:64, расположенного в г. Екатеринбурге по ул. Артинская, дом 14 равной его рыночной стоимости в размере 24203000 руб.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Настоящее решение является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети «Интернет» http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья  П.Б.Ванин